Монтажом кабелей СПЭ должны заниматься специализированные бригады, с соответствующим оборудованием, спец.инструментом, механизмами и обученным персоналом.
Два основных действующих норматива, которыми нужно при этом руководствоваться:
- СНиП 3.05.06-85 ”Строительные нормы и правила. Электротехнические устройства” - скачать
- Правила устройства электроустановок
Практически все правила в них, которые касаются обычных силовых кабелей, в равной степени применимы и к кабелям с изоляцией из сшитого полиэтилена.
Температура прокладки
Прокладка кабеля СПЭ разрешена при температуре окружающего воздуха не ниже -20 градусов. Но это, если его оболочка выполнена из полиэтилена. То есть, это марки – ПвП, АПвП, ПвПу, АПвПу.
Если же внешняя оболочка изготовлена из ПВХ пластиката, т.е. марки ПвВ, АПвВ, ПвВнг, АПвВнг и другие, предельная температура для прокладки – не ниже -15 градусов.
При температуре (до -40С), монтаж разрешен только после предварительного прогрева кабеля. Если t меньше -40C, монтаж СПЭ запрещен.
При метеоусловиях от -20С до -40С разрешается укладка, если кабель хранился в отапливаемом помещении и температура его верхних слоев не меньше +15 градусов.
Однако в этом случае имеется большой риск того, что можно не успеть размотать кабель с барабана, до того как он остынет.
Схема
Перед прокладкой в первую очередь составляется схема трассы и расстановка механизмов на ней.
Обязательно должны быть указаны:
- места установки барабанов
- вспомогательные устройства
- расстановка контролирующих лиц
- механизмы для протяжки
- количество поворотов
- переводы в трубах
- пересечения с различными сетями (водопровод, канализация, другие кабеля)
К сожалению, в наших условиях, основной способ прокладки всех кабелей – это прокладка вручную. Принято считать, что главное - это собрать по больше людей или выбрать по мощнее тяговую машину.
Однако нормативы, которые предъявляются к новым кабелям с изоляцией из сшитого полиэтилена, требуют, чтобы при прокладке контролировалось усилие тяжения. Поэтому применение механизмов типа трактора или грузового автомобиля недопустимо.
Если вы их все же используете, вы наносите кабелю повреждения, которые сразу после прокладки не выявляются.
Они начинают ”вылазить” только после первых 2-3 лет эксплуатации:
- микроскопические трещины на оболочке
- сдвиги ленточной брони
- разрывы проволок экрана
- растяжение сшитого полиэтилена основной изоляции
Вариант расположения кабелей и устройств для тяжения при монтаже:
Если расчетное тяжение протяженного кабеля СПЭ на сложной трассе превышает максимально допустимые значения, то применяют дополнительные тяговые лебедки и подталкивающие устройства посередине трассы.
Раскатка с барабанов и транспортных тележек
Для транспортировки кабеля используются специальные тележки. Их же можно применять и для размотки. Раскатка осуществляется непосредственно с тележки.
Специализированные тележки комплектуются тормозными устройствами, а некоторые даже имеют автономный двигатель и привод. Если будет необходимость, с их помощью можно легко смотать кабель обратно на барабан.
Но чаще всего для размотки применяют механические домкраты с ручным подъемом. Однако на них обязательно необходимо предусматривать ручное устройство для торможения, чтобы предотвратить самопроизвольное инерционное сматывание и образование петель.
При установке барабана на домкрат следует соблюдать правило:
Тяжение кабеля
Схема подключения кабеля на барабане к тяговому тросу:
Заметьте, что на этом устройстве имеется динамометр, который контролирует усилие тяжения. Максимально допустимые усилия для кабелей СПЭ можно взять из таблиц:
Технические характеристики для кабелей из сшитого полиэтилена на 6-10кв, 20кв, 35кв, 110кв, 220кв.
В современных монтажных организациях для монтажа используются тяговые лебедки оснащенные миникомпьютером, который автоматически контролирует тяжение и составляет протокол протяжки кабеля.
В таком протоколе указывают усилие тяжения, скорость и другие данные монтажа. Протокол входит в паспорт любой кабельной линии СПЭ.
На сложных трассах, при больших длинах, широко применяют подтягивающее устройство. Кабель проходит сквозь него.
Работать такое устройство должно синхронно с тяговой лебедкой. Достигается это путем соединения их цепей управления между собой.
Захват кабеля
Для захвата конца кабеля при тяжении, можно использовать два приспособления:
- чулок изготовленный из стальных проволок
- клиновой захват
Клиновой захват цепляется за оголенную токоведущую жилу. Прокладка кабеля в трубах с его использованием запрещена. Дело в том, что в трубах, зачастую встречаются остатки воды.
Они там появляются в результате промывки, после проколов под землей.
Кроме того, при дождливой погоде, также запрещено протягивать кабель СПЭ с помощью клинового захвата.
Поэтому в 90% случаев используется чулок. Сначала на конец КЛ устанавливается капа, а уже затем, на нее одевается сам чулок.
Поверх чулка наносится несколько витков бандажей. Бандажи выполняются либо медной, либо стальной (не магнитной) проволокой. Количество бандажей – минимум 5шт.
При протяжке, несколько из них могут разрушиться. Остальные должны удержать чулок в натянутом состоянии. Поставите меньше, они все оборвутся и кабель у вас при прокладке, может застрять посередине трубы.
Придется вытягивать его обратно, перетаскивать трос и начинать все по новой.
Есть специальные чулки, предназначенные для закрепления одновременно на трех однофазных кабелях. Правда, у вас должна иметься возможность протягивать три фазы СПЭ одновременно.
Еще имеются промежуточные чулки. Они представляют из себя разъемную сетку, которая накладывается на кабель. Далее все это скрепляется тросом, вплетенным в эту сетку.
Такой крепежный захват можно одевать в любом месте кабеля без риска его повреждения. Применяется это для установки в середине КЛ вспомогательной лебедки, с целью соблюдения допустимых усилий тяжения.
Приспособления для прокладки
Основные устройства помогающие прокладывать кабель в траншеях и туннелях - это ролики. В непосредственной близости от раскаточного барабана ставится приемный ролик.
Ширина его должна быть не меньше ширины самого барабана. Если у вас в комплекте инструмента отсутствует подобный ролик, его можно заменить самодельной конструкцией.
В ней, в качестве направляющих, применяют полиэтиленовые трубы. При скольжении полиэтилена по полиэтилену, очень низкий коэффициент трения. Поэтому такая конструкция во многих сложных условиях монтажа вполне оправдана.
Перед непосредственным спуском кабеля в траншею (канал), ставится опорный ролик или желоб.
Уже в самой траншее используются простые линейные ролики. У них на раме должны быть отверстия. Через них ролик можно зафиксировать на любой поверхности.
На углах трассы применяются поворотные ролики.
Причем через специальные крепления по бокам, можно собрать целую поворотную систему.
Помимо вышеперечисленных применяются и специальные:
- устанавливаемые в распорку траншеи
- на край траншеи
Способы укладки кабеля СПЭ в траншее
Однофазные кабеля из сшитого полиэтилена в траншею можно уложить 2-мя вариантами:
- треугольником
- в один ряд или плоскость
Основной способ это треугольник. В этом случае, образуется симметричная система и минимальные потери на взаимоиндукцию. Но самое главное – это экономия места, тем более это актуально в городских условиях монтажа кабелей СПЭ.
Укладка 3-х фаз производится поочередно. Причем, проложив эти три фазы, их сразу же необходимо увязать в треугольник, и только после этого приступать к прокладке остальных фидеров. Иначе вполне реально перепутать фазы разных КЛ.
По условиям прокладки, в стандартную траншею рекомендуется укладывать не более 6-ти кабельных линий СПЭ (шесть треугольников). Но если позволяет ширина трассы, то умещают и более.
А если прокладывать их в ряд, то поместится максимум 2 кабельных фидера.
При стесненных условиях, для защиты соседних кабелей, в качестве перегородок применяют вертикально стоящие железо-бетонные плиты. Высоты кирпича для этих целей не хватит.
Увязка однофазных КЛ 6-10кв СПЭ в треугольник производится ПВХ хомутами.
Могут применяться и другие приспособления. Самое главное, чтобы они были не магнитными.
Переходы в трубах
При выполнении переходов через дороги, труба перед непосредственной протяжкой должна визуально проверяться на просвет. При этом если труба не цельная, соединения труб нужно залить бетоном.
Кроме этого, в начале и конце трубы необходимо устанавливать направляющую воронку.
Она представляет из себя разъемную конструкцию с ограничивающим кольцом.
Также для защиты от трения, при протяжке в трубах, кабели необходимо смазывать. При протяженности переходов до 100м, можно использовать обыкновенный мыльный раствор.
При большей длине, такая смазка успевает высохнуть и эффект скольжения пропадает. Поэтому на таких переводах применяют технический вазелин или тавот. В общем все смазки, которые не оказывают вредного химического воздействия на оболочку.
Чтобы посторонние предметы и вода не могли свободно попасть во внутрь трубы с кабелем, ее требуется герметизировать. Для этого можно использовать:
- ветошь, промоченную в цементной болтушке
Ошибки при монтаже
1Монтаж протяженных КЛ из СПЭ при температуре от -20С даже с предварительным прогревом можно считать потенциальной ошибкой.
В процессе укладки время работы может затянуться, и кабель остынет до недопустимой температуры, вследствие чего при изгибах изоляция будет повреждена.
2Тяжение кабеля трактором без контроля усилия динамометром 3Раскатка кабеля с барабана снизу, а не сверху 4Использование металлических труб вместо полиэтиленовых, в качестве самодельных приемных роликов или недостаточная ширина этого ролика 5Соединение труб в переходах при помощи муфт без бетонирования стыков 6Недостаточное количество раскаточных роликов или даже их полное отсутствие. Из-за чего может происходить волочение кабеля на отдельных участках непосредственно по земле. 7Протяжка кабеля с применением чулка, но без установки капы