Как известно, большинство арматуры для монтажа провода СИП невозможно закрепить на опоре без стальной бандажной ленты.
Затягивается эта лента специальными машинками.
Изделие имеет и профессиональное название. У фирмы КВТ это ИН-20, у Ensto – СТ-42.
Давайте попробуем разобраться какая из них лучше и сравним модели, основываясь на реальном опыте профессиональных монтажников.
Сфера применения подобного инструмента не ограничивается только креплением крюков для поддерживающих и натяжных зажимов.
Бандажные машинки и стальную ленту широко используют для крепежа кронштейнов, дорожных знаков, труб, светильников, шкафов учета со счетчиками.
То есть в тех местах, где всю работу нужно проделать быстро, но при этом нельзя сверлить или применять сварку. На больших производственных складах такие машинки используют для бандажирования грузов.
Хотя для этого есть и иной специализированный и даже аккумуляторный инструмент.
Сама по себе бандажная лента не фиксируется в натянутом положении. Для этого существуют бугели и скрепы.
Чем они отличаются друг от друга, когда нужно выбирать тот или иной фиксатор, и к каким непоправимым последствиям могут привести ошибки, при этом казалось бы простом выборе, читайте в отдельной статье ниже.
Также в ней оговорены и другие нюансы по работе с бандажной лентой. На многие из которых вынуждено обращают внимание, только когда лента ослабевает или приходится переделывать крепежку большинства зажимов СИП.
Натяжитель бандажной ленты ИН-20 и подобные.
Начнем обзор со стандартного натяжителя. Из чего он состоит?
Во-первых, это рама или корпус, в котором встраивается нож-резак.
Далее идет резьбовая шпилька с механизмом для зажима стальной полосы. Если разобрать этот прижимной механизм, внутри можно увидеть пружину.
Она та и регулирует силу прижима, позволяя ручке не отгибаться.
Сверху находится то, из-за чего эту машинку собственно и прозвали ”вертолетом” или ”мясорубкой” - рукоятка передающая крутящий момент.
На качественных моделях между рамой и крутящимся коромыслом расположена толстая шайба, которая позволяет при полной затяжке стальной ленты, легко ослабить и открутить ручку назад.
Без нее механизм может "закусывать".
Еще обращайте внимание на то, чтобы в конце шпильки было ограничительное кольцо.
Если вы заработаетесь и резко начнете раскручивать коромысло назад, то оно у вас просто выкрутится со шпильки и упадет.
На земле это небольшая проблема. А если вы находитесь наверху опоры?
Тут уже все чревато потерей драгоценного времени, да и не известно на чью голову может упасть эта деталь. Если у вас подобного ограничителя нет, сделайте его самостоятельно.
Ничего сложного в его изготовлении нет. Просверливаете насквозь конец шпильки и вставляете в него стальное кольцо, как на связке ключей.
Выпускаются разные виды, отличающиеся как шириной, так и толщиной. Так вот, некоторые машинки не зажимают тонкую бандажную ленту, а предназначены для работы только с толстой.
Прижимной механизм в них может прилегать очень плотно, либо чуть-чуть не доставать. Визуально это порой даже не заметно.
Поэтому при покупке всегда проверяйте зажим, что называется на натуре.
Еще существенную роль играет его люфт. У некоторых изделий он совсем малый, а в других вариантах, прижимная головка вообще свободно вращается вокруг шпильки.
В противном случае, прежде чем заправить бандажную ленту, придется долго попадать и искать нужное положение. Что согласитесь не совсем удобно.
На долговечность шпильки по которой бегает ”вертолет”, отвечает качество самого металла.
В магазине вы его навряд ли сможете проверить, но у китайских изделий после нескольких сверхсильных затяжек, резьба просто съедается и завальцовывается.
Но и это полбеды. В один прекрасный момент может случится так, что машинка закусит и пойдет не по резьбе.
На этом нормальная работа с ней заканчивается.
Следующая ответственная деталь – это резак. При частой работе он конечно тупится.
Все таки резать стальную ленту, это не совсем одно и то же, что кусать медные или алюминиевые провода.
Но дело это решаемое и его легко можно заточить обратно. Главный нюанс заключается в креплении.
Крепится он винтом и изогнутой ручкой, имеющей специальные углубления или пазы.
При работе этот винт имеет свойство раскручиваться. Соответственно вываливается ручка и сам резак.
Если это произошло где-нибудь в густой траве под опорой, то не факт, что вы отыщите данный винтик.
Поэтому перед каждым подъемом наверх, проверяйте насколько надежно затянут винт.
Расположение ножа в некачественных моделях также может существенно затруднять работу. Вот например на фото внизу, с ножом все в порядке.
Даже в самом нижнем упавшем расположении рукоятки, присутствует широкая щель для захода стальной полоски.
А вот у данного экземпляра, прежде чем вставить ленту во внутрь, ручку придется каждый раз отгибать наверх, так как сам резак закрывает часть прорези. А это опять потеря времени.
Обращайте внимание на все эти казалось бы несущественные моменты, непосредственно в магазине, при выборе и покупке натяжителя.
Натяжитель с храповым механизмом
Теперь рассмотрим храповую бандажную машинку, собранную по несколько иному принципу. Вот ее конструкция и внешний вид.
Больное место в дешевых моделях – зубья трещетки. Они к сожалению имеют привычку выкрашиваться.
Габариты у храповых, поменьше чем у "вертолетов". Главным образом за счет отсутствия крутящегося на шпильке коромысла.
Хотя если его снять, то для переноски в сумке тоже получится довольно компактная конструкция.
Зато в полностью рабочем состоянии, разница в длине уже существенна.
Есть и совсем небольшие разновидности среди данных моделей, которыми можно работать даже одной рукой. Например ИНТ-20 мини.
Обзор на них представлен в статье ниже.
Механизм фиксации ленты у храповиков существенно переработан. Все происходит значительно проще.
Достаточно перед заправкой полосы совместить прорези губок и крутящегося вала. Для новичков это упрощение минимум вдвое ускоряет работу и повышает производительность.
Сам принцип натяжения тоже иной. На простой машинке одной рукой нужно было постоянно держать ленту в зажатом состоянии, а другой крутить вертолет.
У трещеточной, вы держитесь за неподвижную ручку, а подвижным рычагом поступательными движениями вверх-вниз затягиваете ленту.
Ничего фиксировать и постоянно прижимать не нужно.
Еще одно отличие и плюс – это механизм резки. У ранее рассмотренных моделей он нигде не фиксируется и свободно бегает на своем валу.
В храповых, он снабжен пружиной и всегда находится в нужном положении. То есть, такого неудобного момента, когда резак мешает засунуть ленту, здесь просто нет.
Из минусов нужно отметить, что данными механизмами хоть и умудряются работать с цельной бандажной лентой, не отрезая ее кусками и не вытаскивая из упаковки, но неудобств при этом вы испытаете гораздо больше, чем с ”мясорубкой”.
Конец полосы будет изрядно замят, так что его каждый раз придется выпрямлять молотком.
А сидя на макушке опоры, на это не очень то и охота тратить время.
Еще из недостатков – требуется очень большая длина хвостика бандажной ленты для зацепа механизма. Отсюда идет перерасход материала.
Для затяжки обычной машинкой, достаточно чтобы из бугеля торчало порядка 6-7см стальной ленты. При этом все прекрасно и надежно зацепится.
А вот с храповой, такой фокус не пройдет. Здесь даже 10см будет маловато.
Подводя итог нельзя однозначно говорить, что храповая бандажная машинка или натяжитель, лучше обычной, либо наоборот.
Единственно правильный вывод, к которому приходят электромонтажники проработавшие не один год и с тем и с другим инструментом – "вертолет" или "мясорубка" ИН-20 является более универсальным натяжителем.
Кроме того, прижим ленты у него сильнее. Сказывается разница в рычагах. Зато храповые ИНТ-20 более быстрые. Особенно когда ими работают новички.
В ценовом качестве произвести сравнение данных машинок можно здесь.