На сегодняшний день электросамокат – это самый быстрый транспорт для перемещения по городу. Он объединяет в себе как скорость автомобиля, так и мобильность пешехода.
Предложений по выбору разнообразных моделей с каждым годом становится все больше и больше. Широкий ассортимент ставит в тупик и не всегда является преимуществом.
Как сориентироваться в этом многообразии, чем они отличаются друг от друга и самое главное, на что эти отличия влияют?
Новинки
Первый совет от всех ремонтников данного электротранспорта:
Как бы заманчиво они не рекламировались, какими бы шикарными характеристиками их не снабжали производители.
По факту ни вы, ни ремонтный персонал мастерских еще толком ничего не знаете про этот самокат. Какие запчасти на него понадобятся в будущем, как долго они прослужат, где их заказать и сколько времени занимает доставка?
Выждите хотя бы полгода. Как показывает практика, через это время в интернете уже можно будет найти честные обзоры со всеми преимуществами и недостатками изделия.
Плюс все новинки всегда продаются по завышенной стоимости. Через год ценник на них начинает существенно снижаться.
Что это значит? Если вам не подошел цвет, размер, форма, комплектация, но при этом у изделия нет никаких технических проблем, то просто так вернуть его в магазин не получится.
Колеса и их размер
Начнем с основных конструктивных элементов самоката. Колеса у них отличаются размером, наполнением, глубиной протектора.
Размер, а именно диаметр и ширина колеса влияют на проходимость.
8-8,5 дюймов можно считать начальным стандартом. Меньше подойдут только для ребенка.
Качество резины можно косвенно определить по ворсинкам (когда они там есть). Просто потяните за отдельный «усик» и посмотрите что происходит.
Если он не оторвался и имеет хорошую эластичность и вязкость, то резина износостойкая.
Накаченные или литые?
Наполнение – накаченное воздухом или цельное, что лучше? Цельное полиуретановое колесо не подвержено проколам и протиранию камеры.
Однако в реалиях ни о каких ровных дорогах даже в мегаполисах речи не идет. Повсюду встречается мелкая, криво уложенная плитка. В некоторых местах еще и битая.
Асфальт с кучей ям, бугров, трещин, грунтовые дорожки, тропинки. Все это передает вибрации до дрожи в зубах.
А еще такие колеса снижают скорость минимум на 3-5км/ч.
Речь идет о прыжках с бордюров и ступенек. Надувные вас не спасут, если у самоката нет полноценных амортизаторов.
Фактически колесо самоката – это статор (внешняя часть) и ротор двигателя (внутренняя обойма). Они вставляются друг в друга с минимальным зазором.
При ударе этот зазор уменьшается и может произойти клин! Поэтому никаких прыжков без амортизаторов!
На заднем колесе обращайте внимание на форму защитного крыла.
Придется уже самостоятельно приделывать дополнительный брызговик.
Также смотрите на часть крыла, расположенную ближе к деке. Желательно, чтобы она имела расширение в этой области.
Грязь при движении разбрасывается не только на спину, но и на ноги.
А еще, если в этом месте нет усиления, очень часто происходит излом. Многие случайно опираются сюда ногой и ломают крыло.
При эксплуатации внимательно следите за подшипниками мотор-колеса.
Иначе вода через этот подшипник может попасть в мотор. После чего происходит вот такое.
Итак, если вы хотите ездить в городской среде без прыжков и акробатических трюков – просто накаченные колеса без амортизаторов, вполне нормальный вариант.
Только не забывайте поддерживать в них рабочее давление.
Ищите рекомендуемое значение (не менее) на самой покрышке + учитывайте свой вес.
Обычно это от 3-х до 3,5 атмосфер.
Если не хотите связываться с ремонтом и заменой камер, но при этом желаете сохранить комфортный уровень амортизации, посмотрите в сторону бескамерки с антипрокольным покрытием.
Специальный состав внутри покрышки затягивает все мелкие проколы и автоматически “лечит” резину без вашего участия.
Амортизаторы
Если же вы будете кататься там, где про асфальт вообще не слышали, то без амортизаторов никак не обойтись.
Что это такое и как их выявить? Просто встаньте на самокат и попрыгайте на нем.
Пробитие – это касание в нижней точке нагрузки. Отстрел – это явное ощущение удара при освобождении пружины.
Если таковые явления наблюдаются, значит вам потребуется самокат, рассчитанный на гораздо больший вес.
Городской или внедорожный?
Существует два типа эл.самоката:
- городской
- внедорожный
У городской модели вес доходит до 20кг и обязательно имеется складной механизм с фиксацией. Нескладные в основном применяются для кикшеринга.
Складываться самокат может тремя способами.
Первый - это металлический цилиндр, который просто защелкивается в паз в нижней части самоката.
Для этого вы придавливаете немного вперед рулевую стойку, нажимаете на защелку, и извлекаете цилиндр из паза.
Даже при длительном использовании, никаких люфтов в таком соединении не появляется. Это очень надежный складной механизм.
Второй способ – непосредственно на рулевой стойке. Чтобы ее сложить вам необходимо всего лишь отогнуть язычок вниз.
По надежности он немного хуже, зато прост в эксплуатации и занимает минимальное пространство.
У отдельных марок данный складной механизм имеет возможность устранения люфта.
Третий тип – многоколенчатый. Нажимаете на выступающую защелку в нижней части самоката (можно даже ногой) и собираете его пополам.
Из-за большого числа точек складывания изделие при этом теряет монолитность, а значит и надежность.
Помимо точек складывания при покупке необходимо проверить люфты в осях, подверженных силовым нагрузкам:
Например, вот это обычные втулки.
А это уже с подшипниками.
Для обеспечения большей компактности обратите внимание на самокаты со складными ручками. Они могут фиксироваться в рабочем положении кнопкой, либо шайбой.
Что касается внедорожных моделей, то их основной чертой являются:
- более глубокий протектор
- широкие надувные колеса
- наличие полной подвески
Тут с выбором все более-менее ясно. Для передвижения только по городу подойдет первый тип (городской), для покатушек на природе – внедорожный.
Двигатель и скорость
Сердцем всего устройства является двигатель. Он может быть двух типов:
- коллекторный мотор с редуктором
- бесщеточное мотор-колесо
Первый вариант – это классическая модель, которая считается уже прошлым веком. Гремящая цепь или ремень требуют постоянного ухода и своевременного техобслуживания.
Мотор-колесо бесшумное, более мощное и износоустойчивое. Основной параметр двигателя – его мощность.
До 250Вт – это хороший вариант для девушек и подростков. Свыше этой мощности уже требуются права категории М.
Однако для взрослых мужчин всегда хочется что-то помощнее.
Не всегда. Для грамотного распределения энергии на транспорт ставят специальный контролер.
И именно от него в большей степени будет зависеть скорость передвижения. Один и тот же самокат с контролером 48V – 25А, будет гораздо резвее, чем с 48V – 18А.
Более того, у большинства современных самокатов установлены ограничения.
У изделий, что называется “с коробки”, скорость составляет от 20 до 30км/ч. При попытке разгона свыше разрешенного лимита железный конь не выдаст желаемой скорости.
Аккумулятор электросамоката
Что нужно знать про него? Цена АКБ составляет не менее половины всей стоимости электро-самоката. Стандартных Li-Ion батареек в ИДЕАЛЕ должно хватить на 500 перезарядок.
Дайте ему выстояться некоторое время и приобрести комнатную температуру.
СРЕДНЯЯ продолжительность поездки на одном заряде – около 2-х часов.
Многое конечно будет зависеть от вашего веса, общей емкости АКБ и температуры окружающего воздуха. Чем больше вес наездника, тем меньше дальность и скорость передвижения.
Вот табличка этой зависимости для одной конкретной модели. Как видите, разница может достигать почти двукратной величины:
Типичная емкость батареи для городского самоката от 7A/h до 15A/h. Этого хватает на 30-60км дороги в городских условиях.
Чтобы электрика отслужили весь свой заявленный срок, обратите внимание на степень ее защиты от влаги. К сожалению, подавляющее большинство моделей не имеет влагозащиты.
При этом все почему-то делают упор на АКБ, хотя сама батарея в современных самокатах (за редким исключением) всегда хорошо изолирована и герметизирована.
Иногда китайцы отходящие провода банально скручиваются без каких-либо фишек и затем обматывают изолентой!
Стоит вам покататься на таком самокате по лужам, как сразу начинаются проблемы и глюки. Вода чаще всего попадает во внутрь через отверстие под контролером в месте прохода тормозного тросика.
Сервисный центр с подобными поломками всегда отказывает в гарантийном ремонте.
Выход один – гидроизолировать все самостоятельно. Но и здесь есть подводные камни.
Поэтому уточняйте сразу в магазине, оказывает ли их сервис услугу по гидроизоляции с сохранением всех гарантийных обязательств.
Какие электросамокаты лучше – топ моделей
Так какие же модели лучше выбрать, всем всегда нужна конкретика.
Не гонитесь за дешевыми “Куго-подобными” брендами. Основная их проблема – постоянные поломки и дефицит запчастей.
Для подавляющего большинства таких самокатов цифра пробега в 5000км без замены основных деталей просто недостижимая величина.
И это касается не только узловых деталей, но и всякой мелочовки. В ютубе наиболее просматриваемые ролики по таким самокатам начинаются с поисковых фраз: доработка, ремонт, рестайлинг, как заменить и т.д.
Особую опасность представляют сыромятные (класс прочности не более 6.6) болты и винтики. Они постоянно разбалтываются и ослабляются.
Специалисты советуют сразу после покупки менять их на другие с прочностью 10.9, либо сажать на фиксатор резьбы.
Так что же выбрать? Если вам нужен хороший самокат и не нужны лишние проблемы, тогда смотрите в сторону УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЙ линейки от Xiaomi.
На сегодняшний день надежные и проверенные самокаты это:
- Xiaomi Essential (для коротких поездок до 10км)
- Xiaomi 1S
Дистанция 15-20км + движок 250Вт (права не нужны). Оба удобны, если вам их нужно периодически складывать и переносить на руках (метро и т.д.).
Более тяжелые модельки:
- Xiaomi Pro 2 (для дальних прогулок 30-40км)
Правда с двигателем в 600Вт вы уже не пешеход (не забываем про права).
Актуальные цены на Ксяоми здесь - ТЫЦ
Из “найнботов” самый топ – Ninebot Max G30P - ТЫЦ
Это самокат, что называется с коробки – вытащил, встал и поехал. Не зря во всех интернет-магазинах у него стоит значок “Выбор покупателей”.
Развозчики пиццы на этом самокате умудряются накатывать по 20 000км без каких-либо капремонтов.
Конечно, по механике у вышеперечисленных моделей случаются поломки (подшипники), однако самые дорогие элементы (батарея, двигатель, контроллер) уверено служат десятки тысяч км.
И это все без какой-либо модернизации, доп. гидроизоляции и рестайлинга.