Без генератора в качестве резервного источника питания в частном доме на сегодняшний день объективно не обойтись.
Альтернативные источники эл.энергии в виде солнечных панелей и ветряков доступны далеко не каждому, да и мороки с их монтажом, подключением и обслуживанием столько, что связываются с этим делом только истинные фанаты и любители альтернативки.
С генераторами все гораздо проще – купил, поставил, кинул провода до ближайшего ввода АВР и запускай в любой удобный момент.
Единственная проблема – не ошибиться с выбором при покупке. Как избежать этих фатальных ошибок мы вам и расскажем в этой статье.
При этом затронем не только общие моменты (мощность, тип, напряжение), но и детально пройдемся по отдельным техническим элементам, на которые мало кто изначально обращает внимание в магазине (длина статора, нижняя часть карбюратора, AVR, рубашка охлаждения, емкость АКБ).
Бензиновый или дизельный?
Сомнительный плюс дизеля – меньший расход топлива, в современных условиях полностью нивелируется его ценой.
А если вы решите посчитать стоимость 1кВт/ч от дизельного и бензинового генератора (включая топливо + моторесур + затраты на плановое техосблуживание), то вас ждет довольно неприятный сюрприз.
И это мы еще не говорим про другие недостатки дизеля:
- проблемы с запуском зимой
- капризность к качеству солярки
- топливный насос высокого давления вместо карбюратора
- неремонтопригодность в домашних условиях
- цена
Дизель проявляет себя во всей красе только на объектах, где необходима большая мощность от 15кВт или для ПОСТОЯННОГО эл.снабжения дома.
380V или 220V
К сожалению, такую ошибку чаще всего совершают по рекомендации продавцов-консультантов, которые первым делом спрашивают: “У вас трехфазный ввод в дом или однофазный?”
По итогу вы покупаете вроде бы мощный генератор на 6кВт (380В), а его не хватает. Почему?
Грамотный специалист должен был задать несколько иной вопрос: “У вас есть дома трехфазные двигатели или нет?”
На трехфазном генераторе общая нагрузка разделена по фазам. На одну фазу в 6кВт вы сможете подключить не более 2кВт. Это лимит.
Никаких “перетеканий” с одной фазы на другую здесь невозможны. Вы даже эл.чайник или бойлер мощность 2,5кВт не сможете включить.
А если и умудритесь, то генератор будет работать с бешеным перекосом, что быстро скажется на ресурсе его работы.
Вот, например, автомат трехфазного и однофазного генератора одной и той же мощности (6кВт).
Обратите внимание на их номинальные токи. У трехфазного он в три раза меньше!
Добиться идеального распределения нагрузки в домашних условиях и запитать всех равномерно от фА,В,С практически невозможно. Кухня всегда “жрет” эл.энергии в несколько раз больше, чем остальные комнаты.
Поэтому перекос фаз и перегрузка неизбежны. Даже 3-х фазные эл.плиты или тэновые эл.котлы будет правильнее подключать от однофазного источника резервного эл.снабжения.
Естественно, правильно при этом рассчитав его мощность.
Как выбрать мощность генератора?
Для этого можно воспользоваться онлайн калькуляторами - ТЫЦ
А можно рассчитать все вручную:
У первых "домашних" японских генераторов изначально было две базовые мощности – 2,0кВа и 5,0кВа.
Все остальное “разнообразие” китайцы получили за счет форсирования двигателя, путем увеличения диаметра цилиндра. Каждые дополнительные 2мм прибавляют примерно 1кВа.
Фактически бОльшая часть всего рынка бензогенераторов на сегодня занята двумя мощностями:
- 2,8кВа
- 6кВА
Нормальный человек не побежит заводить генератор, когда отключают электричество, чтобы срочно перестирать всё грязное бельё, скопленное за месяц, перемыть всю посуду и помыться самому, при этом ещё включив пару прожекторов на улице, дабы соседи обзавидовались ?
Работа генератора большой мощности при его минимальной загрузке приводит к тому, что на холостом ходу из-за обогащенной смеси быстро покрываются нагаром как внутренности цилиндра, так и свеча зажигания.
А это значит, что при каждом последующем запуске вы его попросту можете не завести. Именно с такой проблемой чаще всего и обращаются в сервис центры по ремонту.
Для мощностей 5-7кВт после очередных 8-10 часов работы (зависит от размера бензобака) требуется перерыв.
Глушите двигатель, проверяете масло и уровень бензина, генератор постепенно остывает, доливаете гсм и запускаете заново.
Доливать топливо в работающий генератор нельзя.
Дешевый или дорогой?
Дешевым по нынешним ценам считается генератор до 20 тыс. рублей (3кВт с ручным стартером) + до 40 тыс. (5кВт). Средний ценовой диапазон этих же мощностей, где можно найти неплохие модели – 30 тыс. (3кВт) + 50тыс. (5кВт).
Спрашивается:
Ответ - да, стоит. Объясняется это увеличенным моторесурсом.
Если брать “среднюю температуру по больнице”, то примерно вот так выглядит норматив работы китайского бензогенератора до первых поломок:
- дешевые – 250 часов
- более дорогие – 1000 часов
- топовые – от 1500 часов и далее
За увеличенный в 4 раза моторесурс, все же стоит заплатить на 10 тыс. рублей побольше.
Что касается конкретной марки и бренда, то здесь можете воспользоваться нехитрым лайфхаком. Забейте в Яндекс поисковый запрос по сдаче генераторов в аренду.
На эл.станциях, которые часто ломаются и имеют непродолжительный срок службы, никто зарабатывать не будет. Отсюда и делайте соответствующие выводы.
Инверторный или обычный?
Якобы обычный выдает в сеть так называемый меандр, который противопоказан котлам.
На самом деле синусоиду, которая требуется котлу для нормальной работы, имеют практически все бензиновые генераторы, а не только дорогие инверторы.
Вот так выглядит синусоида от городской сети:
Вот так от обычного китайца Huter на 2,5кВа:
Конечно, не идеальная картинка, но все прекрасно работает:
А вот это недорогой китайский инвертор:
Та самая пилообразная форма, которой все пугают, как раз таки и наблюдается у ДЕШЕВЫХ инверторов.
Справедливости ради, вот это более качественный инвертор от Kipor:
Видео-пруф, где ребята заморочились и провели натурные испытания с осциллографом на разных видах генераторов (на холостом ходу + с нагрузкой):
И вообще, генератор для газового котла — это крайняя мера. В первую очередь в этом деле должен быть предусмотрен надежный ИБП с автономностью 6-8 часов.
Вдруг при отключении света вас не будет дома, а генератор не заведется или окажется без автозапуска.
Асинхронный или синхронный альтернатор?
Генераторы бывают синхронные и асинхронные. Если коротко, то синхронные выдают более стабильное напряжение, но из-за наличия щеточного механизма чаще требуют технического обслуживания и ремонта.
Асинхронные (бесщеточные) более надежны в эксплуатации, менее восприимчивы к коротким замыканиям, но зато подвержены перепадам напряжения, что критично для подключенной дорогостоящей техники в доме.
Исходя из этого момента для домашнего использования лучше выбирать генераторы с щеточным альтернатором. Асинхронные в основном ставят на строительные площадки.
Когда определились с типом, напряжением и мощностью, можно переходить к отдельным элементам устройства.
Карбюратор
Широкое распространение получили два типа карбюраторов:
Если вы собираетесь в будущем делать на генераторе автоматический запуск, то лучше выбирайте карбюратор с “кольцом”.
Его будет гораздо проще модернизировать. А еще “флажки” иногда ломаются.
У них обламывается пластиковая ось воздушной заслонки.
Это чаще всего происходит, если генератор работал под нагрузкой при закрытой заслонке.
Также обратите внимание на низ карбюратора.
В хороших, снизу карбюратора смонтирован вот такой клапан.
Если генератор работал под нагрузкой, его глушитель сильно нагревается. Когда вы выключаете генератор ключом (поворачиваете в положение «выкл»), то пропадает искра и генератор по инерции 3-4 секунды останавливается.
Как раз в этот момент, если клапана нет или он не работает, топливо из карбюратора через рабочий цилиндр попадает в глушитель и там от температуры детонирует.
Задача клапана перекрывать топливный жиклер в момент остановки мотора, чтобы топливо из карбюратора не попадало в глушитель.
Рубашка охлаждения
Она должна быть из цельного штампованного железа.
Блок AVR
Не путайте с русской аббревиатурой АВР (автоматический ввод резерва). AVR – это Automatic Voltage Regulator или попросту регулятор напряжения.
Этот блочок первое, что выходит из строя у китайских генераторов по электрической части. Спрятан он вот здесь:
Стоит всего несколько баксов, зато может попить крови и испортить чувствительной техники на несколько тысяч, выдав в сеть вместо 220В полноценные 300В!
Совет тут один – покупайте аппараты с блоками AVR фирмы Lihua.
Они заслужено считаются стандартом качества.
Транспортировочные детали
У отдельных моделей генераторов есть специальные транспортировочные узлы.
- вибро-опора или резиновая ножка под альтернатором
Хотя они должны быть демонтированы сразу после транспортировки. В противном случае сумасшедшая вибрация при работе эл.станции вам обеспечена.
Панель подключения и управления
На генераторах мощностью от 5кВт на фасадной части панели должна быть предусмотрена силовая розетка на 32А.
С ней вы легко сможете снять максимальную нагрузку с одной фазы.
Наличие счетчика моточасов наработки это вовсе не допфункция как считают некоторые. Она позволяет вовремя определять необходимость технического обслуживания.
На этом производители хороших генераторов экономить не должны.
Только обратите внимание, что на некоторых изделиях при достижении 1000 мото/часов счетчик уходит “на второй круг”.
Этим зачастую пользуются недобросовестные продавцы б/у генераторов на Авито.
Помимо счетчика отдельные эл.станции снабжены электронным частотомером. По нему легко определить, когда мотору требуется капитальный ремонт.
Чем ниже частота от 50Гц, тем ближе ваша капиталка.
Всякие дополнительные выходы на 12V это баловство, которыми мало кто пользуется.
Под контрольной панелью на двигателе проверьте наличие датчика уровня масла.
Кстати, про датчик. На хондах-клонах его часто глючит, а чтобы к нему подобраться и заменить, приходится половинить двигатель!
Зарядка аккумулятора
Если генератор с электростартером, то у него имеется свой аккумулятор, который должен периодически подзаряжаться.
Но дело в том, что эта функция есть далеко не у всех генераторов. Как проверить ее наличие?
Внимательно посмотрите на “улитку”. Возле нее должен выходить соответствующий проводок.
Если он есть, то подзарядка предусмотрена.
Емкость АКБ
Какой емкости должен быть аккумулятор?
Лучше, чтобы там стояли АКБ минимум от 14A/h и далее.
Маленькие аккумуляторы ставят либо из-за экономии, либо из-за отсутствия пространства.
Статор
При покупке всегда обращайте внимание на длину статора. По нему легко можно определить обманывает вас продавец или нет.
У генераторов от 5 до 7кВт должен стоят статор длиной 14-15-16см соответственно.
Именно с такими размерами вы снимите заявленную мощность.
Номер и объем двигателя
Хорошему производителю нечего прятать от своих клиентов, поэтому он всегда на своих изделиях делает несмываемую маркировку серийного номера двигателя и объем мотора.
Если у генератора этого нет, а продавец вас уверяет, что это настоящий “японец”, обходите стороной таких коммерсантов.
В номере зашифрованы данные про месяц и год выпуска генератора. Это информация будет полезна при покупке б/ушной электростанции без документов у кого-нибудь с рук.
Лучшие бензогенераторы для дома и чё по чём?
Подводя итог всему вышесказанному - формула выбора универсального генератора, который подойдет для подавляющего числа владельцев частных домов площадью до 100м2 в качестве резервного источника эл.энергии:
Ниже приведен рейтинг эл.станций 5-7кВт, составленный исходя из двух главных критериев: надежность + подход компании-дистрибьютера к сервисной поддержке и поставке запасных частей на российский рынок.
Не удивляйтесь, что здесь нет топовых японских (Honda, Yamaha) или европейских (SDMO, Europower) моделей - их ставят буквально единицы. Также отсутствуют популярные во многих рейтингах и интернет-магазинах бренды Fubag и Huter.
Посмотрите на вышеприведенные критерии, и вы все поймете.
Итак:
3 место - ZONGSHEN KB 7000 E -> 2 место - Mitsui Power ECO ZM6500-E -> 1 место - A-iPower A7500EA ->